AutoSpot › Блог › Лизинг для физ.лиц — выгодная ли это история?
Покупка автомобиля – это серьезный шаг для каждого автолюбителя. Все мечтают купить авто на максимально выгодных условиях, в особенности, если нет возможности единовременно внести полную сумму.
До недавнего времени единственной возможностью для физлица купить машину, оплатив лишь часть ее стоимости, был банковский кредит. Но с недавнего времени россиянам доступен еще один вариант приобретения авто – это лизинг.
На сегодняшний день услугами лизинга пользуются в основном компании, а физическим лицам привычнее брать автомобиль в кредит. Но есть и те, кому важнее пользоваться автомобилем более высокого класса за меньшее количество денег. Например, по итогам 2016 года около 30% автомобилей Porsche было продано именно в лизинг.
Разберем более детально все плюсы и минусы лизинга для физических лиц и сравним его с кредитом.
Что такое лизинг?
Само слово «лизинг» пришло к нам из английского языка, это производное от слова «to lease», означающее «сдавать в аренду». И покупка имущества в лизинг как раз подразумевает долгосрочную аренду транспортного средства, оборудования и прочих активов с возможностью выкупа по окончании срока арендного договора.
Возможность купить автомобиль в лизинг у обычного россиянина появилась сравнительно недавно – в 2011 года. Именно тогда были внесены соответствующие поправки в российское лизинговое законодательство.
Виды лизинга
Существует две основных разновидности лизинга, которые применимы для сделок с физическими лицами:
* финансовый (выкупной)– с выкупом транспортного средства по окончании договора. Лизинговая компания приобретает автомобиль у поставщика и передает во владение конечному пользователю. По окончании срока пользования автомобиль переходит во владение конечного пользователя.
* оперативный (возвратный) – без выкупа (долгосрочная аренда). В нашей стране мало распространен. По окончании действия лизингового договора автомобиль возвращается в собственность лизинговой компании.
В обоих случаях на период действия лизингового договора автомобиль находится в собственности компании-лизингодателя, а клиент пользуется им по доверенности.
На данный момент правила регулируют все формальности формирования доверенности: документ выдается лизинговой компанией автовладельцу и действует в течение всего периода погашения долга. Доверенность на автомобиль считается неотъемлемым приложением к договору.
Договор лизинга может заключаться на разные сроки, обычно это 12, 24, 36 или 48 месяцев. Остаточная сумма, по которой производится выкуп транспортного средства, определяется индивидуально в каждом конкретном случае. Она зависит от марки и модели авто, его состояния, срока договора и прочих факторов. Обычно в нее включены следующие составляющие:
- амортизация автомобиля за период;
- процентные средства;
- комиссия лизинговой компании;
- сама стоимость автомобиля;
- дополнительные факторы вроде суммы страховки имущества.
Лизинг или кредит – что выгоднее?
Для физлица приобретение автомобиля по схеме лизинга имеет некоторые преимущества перед кредитованием, к которым можно отнести более быстрое рассмотрение заявки (например, Сбербанк обещает выдать решение по лизинговому займу в течение 8 часов), невысокий первоначальный взнос (некоторые компании предлагают оформить договор лизинга под залоговые 10%, например, такие ставки предлагают «Балтийский лизинг», и ВТБ-лизинг), и более низкие ежемесячные выплаты по договору.
Кроме того, действуют специальные государственные программы поддержки российских автопроизводителей, по которым можно приобрести авто отечественного производства со скидкой от 10%.
В отличие от программ автокредитования, все регистрационные действия с автомобилем осуществляет лизингодатель, владельцу не придется тратить деньги, силы и время на общение с соответствующими органами. При покупке в кредит вам предстоит самостоятельно оплатить регистрацию авто в органах ГИБДД.
Лизинговые программы предоставляют более широкий выбор вариантов по окончанию срока действия договоров. Владелец имеет возможность выкупить автомобиль, став его полноправным владельцем, обменять его на новое, вернув б/у лизингодателю, продлить договор лизинга. В то же время после окончания срока действия кредитного договора никаких вариантов у автовладельца нет. У него остается подержанное авто, которое он должен продать самостоятельно, если есть желание купить новую машину.
Однако, оформляя автомобиль в лизинг, физлицо должно осознавать риски, связанные с данным видом кредитования: при разорении лизинговой компании, помимо потерянного автовладелец теряет и денежные средства, внесенные за автомобиль.
Также огромным минусом лизингового рынка в России до сих пор является малое количество программ для физических лиц. Большинство выгодных ставок до сих пор доступны только юридическим лицам либо ИП.
Покупка автомобиля в лизинг предоставляет физлицу некоторые преимущества. Однако есть и существенный минус, связанный с риском лишиться автомобиля в случае просрочки.
Мы решили на примере покупки нового Kia Sportage рассчитать, во сколько он нам обойдется в кредит и в лизинг.
KIA Sportage в кредит
Допустим, мы планируем приобрести двухлитровый Kia Sportage с передним приводом в обычной комплектации Classic “Теплые опции” . Его стоимость будет составлять 1 409 900 без скидки за наличный расчет. Но мы планируем приобрести автомобиль в кредит. Поэтому для нас распространяется прямая скидка от производителя в размере 30 000 руб и скидка в 18 000 руб. при оформлении кредита. Получается Sportage нам предлагают за 1 362 000 руб. Мы готовы внести первоначальный взнос в размере 362 000 руб. На что нам рассчитывать в таком случае? Партнер официального дилера Favorit Motors Kia Банк “СЕТЕЛЕМ” предоставил следующие не очень привлекательные условия: при первоначальном взносе в 26% ( 362 000 руб) сроком в 2 года, процентная ставка получилась — 16,6 %. А ежемесячный платеж — 52 000 руб. Переплатить придется — 195 000 руб. Если растянуть кредит на 3 года, процентная ставка будет такая же -16,6 %, ежемесячный платеж — 38 000 руб. Но переплата увеличиться в 300 000 руб.
Kia Sportage в лизинг
Нас смутил большой ежемесячный платеж, поэтому мы обратились к лизинговому партнеру Kia. Выбрали “ Мэйджор Лизинг”.
У нас практически такой же первоначальный взнос — 360 000 руб. Рассчитываем возвратный лизинг сроком на 2 года (24 месяца) . Ежемесячный платеж составит 26 644 руб. Итого сумма выплат составит — 639 472 руб. Прибавляем наш первоначальный взнос и получаем 1 001 472 руб. В случае, если мы захотим все-таки выкупить ТС, то нам придется заплатить еще 681 000 руб. Таким образом, переплата будет космической — 319 000 руб.
Возвратный лизинг с таким же первоначальным взносом ( 360 000 руб.) сроком на 3 года (36 месяцев) ежемесячно будет обходится нам в 21 531 руб. Итого сумма выплат будет в размере — 775 151 руб. Добавляем наши 360 000 рублей. Итого: 1 137 151 руб. Если предстоит выкупать автомобиль, то придется доплатить еще — 681 000 руб. Переплата будет тоже заоблачной…
Посмотрим, как дела обстоят с выкупным лизингом сроком на 2 года. У нас все тот же первоначальный взнос — 360 000 руб. Нам ежемесячно придется вносить — 50 706 руб. Получается, что выплатим мы — 1 216 944 руб и вспомним про первоначальный взнос ( 360 000 руб). Зато уедем уже теперь на своем собственном Kia Sportage за 1 578 944 руб., переплатив банку 216 000 руб.
Если нас угораздит ввязаться в выкупной лизинг сроком на 3 года, к чему стоит приготовиться? К тому, что опять придется отдать свои кровные 360 000 руб. (первоначальный взнос) и на протяжении 36 месяцев выплачивать каждый месяц 36 305 руб. По прошествии трех лет в общей сложности общая сумма выплат составит 1 306 992 руб. Прибавляем первоначальный взнос и получаем сумму в размере — 1 668 992 руб. Таким образом, переплата будет 306 992 руб.
Отметим, что в случае, если первоначальный взнос составляет до 40%, то необходимо предоставить следующий пакет документов: паспорт, водительское удостоверение, справку о доходах и копию трудовой книжки и заполненная анкета. Договор рассматривается банком до 3 рабочих дней. Годовой налог, ТО — это все не входит в стоимость лизинга. При желании эти, расходы можно, конечно, занести в тело кредита, но дешевле будет самому оплатить этот налог.
На данном примере мы убедились, что нет никаких явных преимуществ у лизинга перед кредитом. За исключением того, что ежемесячный платеж в случае с лизингом немного меньше. И да, Kia Sportage нам зарегистрируют.
Тем не менее, эксперты позитивно оценивают перспективы развития лизинга для физлиц в России. Так, компания autospot.ru отмечает положительную динамику: “Еще два года назад у нас не было продаж по лизинговой программе, только за наличный расчет или автокредит. В этом году мы наблюдаем значительный рост. Ежемесячно через нас продается около 20 автомобилей в лизинг для физических лиц”. Отмечает директор по маркетингу Дмитрий Рыбальченко.
Немного статистики
В мировой практике лизинг является одним из основных каналов сбыта автомобилей для физических лиц. К примеру, в США и Центральной Европе около 30% общего рынка лизинга составляет именно лизинг для физических лиц.
У российских автолюбителей покупка автомобилей в лизинг пока не пользуется популярностью, по такой схеме приобретают авто около 3% россиян. Одна из основных причин – неосведомленность населения о возможности покупки авто в лизинг. По данным Национального агентства финансовых исследований, всего 14% россиян знают о том, что автомобиль можно приобрести в лизинг. А свыше половины из тех, кто принял участие в опросе, вообще никогда не слышали о том, что такая услуга доступна и физическим лицам. И это неудивительно, ведь услуги лизинга для физлиц предлагаются практически только в Москве и Санкт-Петербурге.
К тому же на сегодняшний день существует и еще одна возможность приобрести автомобиль — оформить кредит с остаточным платежом. Однако для большей части потенциальных клиентов этот шанс практически ничем не отличим от традиционного лизингового соглашения.
Еще одна причина низкого спроса на услуги лизинга – отсутствие культуры аренды автомобилей. Многих автолюбителей смущает тот факт, что владельцем автомобиля является лизинговая компания. Для российского потребителя важно обладание машиной, поэтому многие предпочитают приобретать автомобили в кредит, а не по схеме лизинга.
Посмотрим, как дела обстоят с выкупным лизингом сроком на 2 года. У нас все тот же первоначальный взнос — 360 000 руб. Нам ежемесячно придется вносить — 50 706 руб. Получается, что выплатим мы — 1 216 944 руб и вспомним про первоначальный взнос ( 360 000 руб). Зато уедем уже теперь на своем собственном Kia Sportage за 1 578 944 руб., переплатив банку 216 000 руб.
Преимущества автокредитов
- Главный «плюс» этого способа покупки транспорта – в том, что вы с самого начала становитесь его собственником. Банк выступает лишь в роли залогодержателя. Более того, в техпаспорт вы сможете вписать не только себя, но и ваших родственников, которые будут управлять этим ТС.
- Современные финансовые организации предлагают выгодные схемы погашения кредита, такие как уменьшающийся платеж или погашение основной суммы кредита и процентов равными частями.
- Сравнительно длинный период погашения долга позволяет снизить размер ежемесячных платежей.
- Нотариальное заверение документов на автокредит стоит дешевле, чем оформление аналогичных документов при лизинге транспортного средства.
- Для машин, приобретенных в кредит, предусматривается серьезная страховая защита. При любом повреждении транспортного средства все расходы по его устранению возьмет на себя страховая компания.
- Такие ссуды можно получить на покупку любых видов транспорта, включая сельхозтехнику, грузовые машины, а также подержанные легковушки.
Своевременные банки предлагают разные виды кредитов на покупку транспорта. Выбирая наиболее выгодный вариант, не забудьте внимательно ознакомиться со всеми условиями предоставления ссуды.
Раунд 6. Время, затраченное на сделку
- При нецелевом кредите банк несет определенные риски, для анализа и минимизации которых он берет дополнительное время.
- Во-первых, необходимо определить оценочную стоимость залогового имущества. Эта процедура выполняется банком либо независимой компанией и занимает от недели.
- Во-вторых, банк часто требует значительное количество документов, в том числе нотариально заверенных, а также справки из других банков и государственных органов. После сбора документации и проведения оценки банк принимает заявку на кредит на финальное рассмотрение. Чем больше сумма — тем дольше по заявке будет приниматься решение. Исключение — наличие у компании-заемщика уже открытой кредитной линии. В таком случае процесс приобретения автомобиля на кредитные средства займет всего 1-2 дня.
- В лизинге, с учетом пониженных рисков (см. выше пункт «Обеспечение кредита и залог»), пакет требуемых документов уменьшается, а рассмотрение заявки выполняется оперативно — в течение 1-3 дней.
Вывод: без наличия открытой кредитной линии срок получения автомобиля в лизинг в разы меньше, чем в кредит.
Еще одно очко в пользу лизинга — сумеет ли кредит реабилитироваться? Счет 5:1.
Лизинг получает еще 1 очко! Неужели кредиту совсем нечем ответить сопернику? Счет 6:1 в пользу лизинга.
Лизинг имеет следующие недостатки:
- размер процентной ставки;
- выезд за пределы страны на лизинговом авто допускается только при наличии разрешения от компании в письменном виде;
- пробег в год не должен превышать 25 тыс. км;
- небольшой срок действия договора;
- высокая стоимость оформления договора;
- автомобиль не является собственностью клиента.
У лизинговой компании имеется полное право на расторжение договора, если лицо, арендующее авто, не выполняет установленные требования. К таковым могут относиться: обязательство парковаться только на охраняемых местах, невозможность передачи авто в аренду или его использование в качестве такси. Ограничения устанавливаются для каждого лизингового договора в индивидуальном порядке.
Главное отличие рассматриваемых понятий заключается в том, что если гражданин оформляет ТС в кредит, то он сразу же становится его собственником, чего нельзя сказать о лизинге.
Автокредит или лизинг – что выгоднее?
Лидеры лизинговых сделок — железнодорожный транспорт и грузовые автомобили.
Преимущества лизинга перед автокредитом
Отличие лизинга от кредита для юридических лиц заключается в возможности сэкономить время и деньги. Ведь все выплаты по закону можно отнести на себестоимость имущества, которое находится в собственности компаний. В чем же заключаются достоинства для граждан? Преимущества следующие:
- лизингодатель более лояльно относится к гражданам из-за того, что право собственности на автомобиль не переходит к клиенту;
- некоторые компании не требуют от физических лиц подтверждение доходов, справку с места работы;
- возможна отсрочка погашения суммы;
- процент по лизингу в большинстве случаев ниже, чем по автокредиту (такие предложения в основном действуют для юридических лиц);
- оформляя сделку, клиент получает машину, которая полностью готова к использованию (нет необходимости страховать, ставить на учет в ГИБДД);
- отсутствие дополнительных сборов и комиссий.
Лизинг лучше кредита для организации, для ИП и физических лиц, которые любят менять машину по истечении пары лет. В этом случае транспортное средство необходимо вернуть, а затем оформить договор на другое. В развитых странах такая модель взаимоотношений между сторонами очень развита. В ближайшие годы в России можно ожидать роста популярности лизинга, выгоды которого мы перечислили.
Важно! Водитель автомобиля, оформленного в лизинг, должен бережно и аккуратно эксплуатировать транспортное средство. Планировать модернизацию машины не стоит. Проводить серьезные изменения, например, перекраску, тюнинг и т.д., можно только после согласования с лизингодателем.
Оплату проводит лизингодатель (пока машина находится у него на балансе)
Преимущества и недостатки автокредита
Собственником автомобиля является физическое лицо, которое оформило кредит. Банк — залогодержатель. В техпаспорт можно вписать и владельца, и членов его семьи, которые захотят управлять машиной.
Плюсы:
автомобиль — собственность покупателя;
- довольно низкий первоначальный взнос;
- низкая ставка госпошлины за нотариальное удостоверение кредитного договора;
- множество разных схем погашения;
- длительный срок выплаты автокредита (5-7 лет);
- возможность страховать автомобиль в любой страховой компании, которая аккредитована банком, выдавшим ссуду;
- в 2022 году продолжилась государственная программа автокредитования, которая позволяет приобрести транспортное средство на еще более выгодных условиях.
Минусы:
- заемщик должен быть прописан в регионе, где покупается машина;
- требуется высокая «белая» зарплата;
- минимальный стаж работы на одном месте — 3-6 месяцев;
- обязательное страхование КАСКО, ОСАГО, обязательное страхование жизни заемщика;
- скрытые комиссии, дополнительные платежи;
- банк имеет право поднять процентную ставку;
- банк обязательно извещают об изменениях в жизни (смене места проживания, работы, развод), иначе могут последовать крупные штрафы.
Рассмотрим, каковы преимущества и недостатки автолизинга, а также чем лизинг автомобиля отличается от кредита.
Выкупить автомобиль можно, но суть продукта состоит в оплате пользования автомобилем, но не его полной стоимости.
Виды автокредита
Классический. Это обычный кредит на машину с простыми условиями: вы вносите первоначальный взнос, а позже — ежемесячный платеж с учетом стоимости кредита. Для оформления нужно предоставить полный комплект документов и оплатить страховку каско. Главное преимущество обычного автокредита — долгие сроки. Автомобиль можно оформить на срок до 10 лет.
Экспресс-кредит. Такой кредит можно получить за один день, потому что в банке требуют меньше документов. Часто его выдают только на новые автомобили. Экспресс-кредиты требуют большого первоначального взноса, а ставка по ним выше, чем у обычного автокредита.
Кредит с обратным выкупом. В этом случае часть кредита замораживается и выплачивается в последний месяц действия кредитного договора, Клиент может оплатить оставшуюся часть кредита сам и оставить автомобиль у себя либо предоставляет это право дилеру, которую забирает машину по трейд-ин.
В таком случае отложенный платеж может стать первоначальным взносом на покупку нового автомобиля, поэтому кредит с обратным выкупом подходит тем, кто часто меняет машины.
Трейд-ин. В роли первоначального взноса выступает старый автомобиль. Автодилер проведет диагностику технического состояния машины и назначит цену — обычно она на 15–20% ниже рыночной стоимости. По трейд-ин можно сдать кредитный автомобиль.
Факторинг или беспроцентный кредит. Заемщик оплачивает 50% стоимости автомобиля, остальное выплачивает в рассрочку, потому что банк выкупает у автосалона долг заемщика за меньшую сумму. Заемщик может сэкономить деньги на процентах по кредиту, но банки и автосалоны предлагают купить по факторингу непопулярные модели.
Лизинг в России широко распространен среди компаний. Для физлиц он представляет интерес в том случае, когда покупатель не хочет оформлять имущество в собственность или не подходит под условия автокредитования.
Кредит или автолизинг: как выгоднее покупать машину
Рынок автокредитов после двух лет стагнации готовится к рывку и заимствует выгодные для клиентов темы от лизинговых компаний. Что же на сегодня выгоднее: автоссуда или автолизинг?
Авторынок начинает вылезать из ямы, в которой он оказался благодаря кризису. Можно не сомневаться в том, что вместе с оживлением экономики вырастет спрос на кредиты и многим людям придется решать для себя вопрос — как лучше поступить: взять деньги в банке или же получить машину в лизинг?
На конечную ставку по кредиту влияет первоначальный взнос, срок и сумма кредитования. Для отдельных сегментов автомобилей, например машин бизнес-класса, у банков есть множество специальных кредитных программ с пониженной ставкой. На ставку может повлиять даже марка машины. У ряда банков есть специальные программы с автопроизводителями, по которым действует пониженная процентная ставка за счет скидки на автомобиль, предоставляемой его производителем.
С прошлого года растет интерес к программам с отложенным платежом, которые реализуются в рамках совместных проектов с автопроизводителями. Они существенно снижают ежемесячный платеж в сравнении со стандартными кредитными предложениями, а также дают возможность приобрести автомобиль более высокого класса за счет экономии на ежемесячных выплатах по кредиту.
Сравнивать автокредиты и лизинг, ориентируясь только на ставку, не совсем корректно. Ведь итоговая стоимость по лизингу для физлица складывается из нескольких параметров. К ним относятся: ставка, которую платит лизинговая компания банку-кредитору, обязательное страхование (ОСАГО и КАСКО), техническое обслуживание авто. «В основном лизинговые компании применяют в качестве показателя для клиента месячный лизинговый платеж. В схеме лизинга клиент, как правило, выплачивает меньшую сумму (от 50 до 70% от стоимости авто), чем по автокредиту, и ежемесячный платеж по лизингу может быть меньше, чем по кредиту на аналогичный автомобиль», — отметил директор департамента розничных банковских продуктов и методологии Балтинвестбанка Андрей Суровцев.
Сейчас среднерыночные ставки по автокредитам варьируются от 15 до 18% годовых на покупку нового авто и от 17 до 25% годовых на покупку автомобиля с пробегом. Заместитель гендиректора компании Carcade Юрий Еремин полагает, что кредит и лизинг предназначены для различных клиентов. По его словам, лизинг — наиболее оптимальный способ приобретения автомобилей для юрлиц и индивидуальных предпринимателей. Его самый главный плюс — простота оформления. Лизинг не требует имущественных залогов, так как до выкупа автомобиля собственником транспорта является лизинговая компания. Получить в лизинг целый автопарк не намного сложнее, чем приобрести один автомобиль, что очень важно, например, для таких клиентов, как таксопарки. Лизинг позволяет оперативно приобретать автомобили различного класса и предназначения: от грузовиков с разными типами кузова до представительских авто бизнес-класса.
«Компании и предприниматели, использующие стандартную систему налогообложения, при лизинге имеют право на налоговые преференции, которые суммарно могут составлять до 50% от стоимости транспорта (возврат НДС и экономия по налогу на прибыль). Лизинговые обязательства не отражаются в качестве долговой нагрузки в бухгалтерской отчетности, что позволяет лизингополучателям иметь «чистую» отчетность и привлекать кредиты для развития бизнеса», — говорит эксперт.
Заметим, что в России рынок лизинга пока относится к категории развивающихся: в общем объеме продаж легковых автомобилей доля лизинга составляет всего 4%. Для сравнения, в США и ЕС до 30% машин, которые покупают частные лица, находятся в лизинге.
Среди экспертов периодически возникают споры, что выгоднее: автокредит или лизинг? Как сообщила директор департамента автокредитования Русфинанс Банка Наталья Русова, лизинг используют в основном юрлица и крупные индивидуальные предприниматели из-за бухгалтерских и налоговых привилегий. Для физлиц, по ее мнению, лизинговая сделка чаще всего не очень выгодна (отсутствие собственности на автомобиль в период действия договора; как правило, более высокая итоговая переплата, чем при автокредитовании; ограничения со стороны лизингодателя к содержанию автомобиля, его пробегу, износу, тюнингу). Поэтому обычные граждане чаще выбирают автокредит.
Главный исполнительный директор «Европлана» Александр Михайлов, напротив, считает лизинг для физлиц перспективным направлением. По его словам, лизинг для физических лиц оптимален для тех, кто хочет платить только за пользование автомобилем и не терзаться мыслями о том, сколько он будет стоить по объявлениям через три года, как бы его побыстрее выкупить, как самому продать. «Выбирая лизинг, владелец получает автомобиль уже зарегистрированным в ГИБДД, и не несет риска остаточной стоимости. В процессе использования автомобиля доступны автопомощь на дорогах и техобслуживание от партнеров лизинговой компании. Наконец, ряд крупных лизинговых компаний могут взять на себя уплату транспортного налога», — убеждает Михайлов.
По его мнению, выбор между лизингом и автокредитом зависит от того, для каких целей клиенту нужна машина. «Если есть четкая бизнес-модель, рассчитанная на использование автомобиля, устойчивый ежемесячный доход и незначительные пробеги, то лизинг должен быть интереснее, поскольку ежемесячно используются меньшие оборотные средства. Если пробеги планируются существенные, то лизинг, скорее всего, не подойдет, поскольку большинство лизинговых компаний устанавливают ограничения по этому параметру. Кроме того, при этой схеме клиент лишен права выбора страховой компании и условий страховки, что может привести к существенно большим затратам, чем при автокредитовании», — говорит Суровцев.
Определяться лучше уже сейчас. Наиболее благоприятное время для покупки автомобиля — это период с января по февраль, так как основной прирост цен на автомобили, как правило, приходится на март-апрель, добавил управляющий директор «БКС Ультима» Станислав Новиков.
На конечную ставку по кредиту влияет первоначальный взнос, срок и сумма кредитования. Для отдельных сегментов автомобилей, например машин бизнес-класса, у банков есть множество специальных кредитных программ с пониженной ставкой. На ставку может повлиять даже марка машины. У ряда банков есть специальные программы с автопроизводителями, по которым действует пониженная процентная ставка за счет скидки на автомобиль, предоставляемой его производителем.
Что делать по окончании договора лизинга?
Есть три варианта:
- Вернуть автомобиль лизинговой компании, взяв машину, по сути, в аренду;
- Заключить новый договор лизинга на другой автомобиль;
- Выкупить машину, заплатив ее остаточную стоимость.
- Если по окончании договора количество километров будет превышено, то придется доплатить. В противном случае лизинговая компания будет возмещать излишек;
- До окончания срока действия договора собственником машины остается лизинговая компания, так что любые царапины, вмятины должны быть отремонтированы до возвращения машины.
Автолизинг подойдет, если:
Право владения автомобилем
Автомобиль, купленный в кредит, считается залоговым имуществом (может быть изъят при невозврате суммы займа по решению суда), но сразу оформляется в собственность покупателя. В то же время, с купленным авто вы можете делать что угодно – продать сдать в аренду, завещать и т.д. При заключении лизингового соглашения, машина на весь срок аренды остается в собственности лизинговой компании, может быть без суда изъята собственником при нарушении условий договора, а вы не можете совершать с ней никаких действий, пока не закончится договор аренды и не будет выплачена остаточная стоимость авто. Также у лизингодателя следует получать разрешение на выезд на машине за границу и следует ограничивать пробег 25 тысячами километров в год.
Банк-кредитор не оказывает бесплатных услуг, а может еще и навязать платные услуги, которые вам не нужны.
Что представляет собой автокредит?
Прежде чем разобраться с тем, что выгоднее, кредит или лизинг автомобиля, рассмотрим подробнее оба способа. Начнём с автокредита, который предлагают почти все коммерческие банки. Он представляет собой целевой денежный заём под определённый процент, выдаваемый на покупку автомобиля, который служит залоговым обеспечением. В текущем году коммерческие банки разработали для своих новых и постоянных клиентов несколько удачных программ автокредитования:
- Классика. Вы находите машину своей мечты, обращаетесь в банк с заявлением о кредитовании, оформляете кредитный договор, договор купли-продажи и договор залога. После этого вы получаете в пользование автомобиль, который нельзя продать и подарить, пока не выплатите кредит. Банк накладывает на него залоговое обременение.
- Экспресс-кредит. Этот финансовый продукт очень похож на классический автокредит, но характеризуется упрощённой процедурой оформления и завышенными процентными ставками.
- Кредит с обратным выкупом. Его отличительной особенностью является замораживание части заёмных средств до окончания срока действия кредитного договора.
- Кредит trade-in. Он выручит вас тогда, когда вы решите обменять старого «железного коня» на нового. Деньги, вырученные при продаже подержанного авто, станут первоначальным взносом по автокредиту.
- Факторинг. Данный финансовый продукт подходит тем, у кого есть 50 % стоимости автомобиля. Это будет ваш первоначальный взнос, на оставшиеся 50 % вы сможете оформить кредит, причём беспроцентный.
- Кредит без первоначального взноса.
В банке вы можете оформить кредит на приобретение подержанного авто, в том числе и без страховки.
Автокредит имеет свои достоинства и недостатки. Перед его оформлением мы настоятельно рекомендуем взвесить все за и против в вопросе приобретения машины на заёмные средства. Дело в том, что полученный на покупку автомобиля кредит необходимо погашать, уже начиная со следующего месяца, причём с начисленными по нему процентами.
Чувство собственника “играет” за кредит
Почему же тогда кредиты до сих пор намного популярнее лизинга?
Во-первых, отмечают эксперты, занять деньги в банке — дело для потребителя более понятное и привычное. А покупатели опасаются незнакомых схем финансирования, каковой до сих пор считают лизинг, говорит Зелимхан Мунаев.
Во-вторых, “сказывается тут и специфика нашего менталитета — желание владеть имуществом на правах собственности, а не аренды”, — добавляет эксперт.
В-третьих, автокредиты становятся все более привлекательными для населения из-за снижения ставок, пояснил ТАСС старший аналитик ИК “Фридом Финанс” Богдан Зварич. ЦБ РФ регулярно снижает ключевую ставку, производители предлагают низкие проценты по кредитам при покупке их автомобиля, а государство развивает программы льготного кредитования.
К тому же лизинг лизингу рознь, и если при заключении договора в нем пропишут невыгодную человеку выкупную стоимость, оформление машины в собственность может оказаться дороже, чем при покупке в кредит.
К тому же лизинг лизингу рознь, и если при заключении договора в нем пропишут невыгодную человеку выкупную стоимость, оформление машины в собственность может оказаться дороже, чем при покупке в кредит.
Чем лизинг отличается от кредита
Основное отличие лизинга от кредита при покупке автомобиля заключается в возможности использовать машину продолжительное время (от нескольких месяцев до 5 лет) до ее приобретения. Предварительная аренда полностью защищает от получения транспортного средства со скрытыми дефектами, которые становятся заметны только во время эксплуатации.
Выбирая автокредитование или лизинг, необходимо знать, что владельцем транспортного средства, купленного в кредит, становится заемщик, хоть машина и будет находиться в залоге у банка. Возникшее право собственности, при соблюдении покупателем договора, гарантирует ему полную защиту от любых независящих от него юридических обстоятельств.
При возникновении проблем у лизинговой компании, автомобиль может быть изъят у пользователя по решению суда у и направлен на погашение долгов организации. В случае с займом такая ситуация невозможна даже при ликвидации банка.
С помощью автокредита можно приобрести практически любую машину, если она прошла проверку службой безопасности. Лизинговые компании, как правило, выкупают транспортные средства юридических лиц, поскольку только они, за редким исключением, работают с НДС. Впрочем, этот недостаток может превратиться в преимущество, так как автосалоны предоставляют большие корпоративные скидки.
Лизинг, в отличие от автокредита, не предполагает наличие процентной ставки, однако, в нем используется процент удорожания, который играет аналогичную роль.
Для юридических лиц и предпринимателей на ОСНО, аренда транспортного средства с последующим выкупом является способом уменьшить налоговую базу за счет ускоренной в три раза амортизации, вычета НДС, а также включения платежей в себестоимость продукции.
Параметр | Кредит | Лизинг |
Собственность автомобиля | Заемщик | Займодатель |
Обязательство выкупа | Да | Нет |
Использование транспортного средства до покупки | Нет | Да |
Скидка | На сумму кредитных процентов | Комплексная |
Срок договора | 3–5 лет | От 6 месяцев до 5 лет |
Выбор автомобиля | Любой на рынке | Из салонов |
Собственные средства | 30–50% | 0–50% |
Переплата | 15–25% | 15–25% |
Для юридических лиц и предпринимателей на ОСНО, аренда транспортного средства с последующим выкупом является способом уменьшить налоговую базу за счет ускоренной в три раза амортизации, вычета НДС, а также включения платежей в себестоимость продукции.
Ездить или владеть: 5 случаев, когда лизинг оказывается выгоднее, чем кредит
Ключевым финансовым инструментом приобретения новых автомобилей в России остается кредит. Главная причина его популярности проста и понятна: автовладельцы привыкли «платить за свое», постепенно выкупая машину. На этом фоне лизинг кажется чем-то двойственным: с одной стороны, платить проще и меньше, а с другой, машина как бы остается чужой… Но мы посмотрим на ситуацию со стороны: вот 5 случаев, когда приобретение машины в лизинг оказывается явно лучше кредита.
К ак известно, лизинговая схема кардинально отличается от кредитной тем, что в ней собственником автомобиля является не банк, а лизингодатель – и он же берет на себя обязательства по страхованию, уплате транспортного налога, обслуживанию машины и так далее. Таким образом, лизинг не является кредитным продуктом – то есть, он никак не влияет на кредитные возможности и не зависит от кредитных обязательств. Проще говоря, если у вас уже есть ипотека или другой непогашенный кредит, получить еще один кредит на покупку новой машины может быть затруднительно – и наоборот, взяв кредит на автомобиль, покупатель машины ограничивает свои возможности по покупке недвижимости и получения новых займов до погашения текущего. Лизинг полностью решает эту проблему: приобретая автомобиль по такой схеме, вы не имеете никакой кредитной нагрузки, а потому покупка чего-то еще ограничена исключительно вашими финансовыми возможностями: можно без проблем получить кредит на квартиру, дачу или новый ремонт в доме.
Еще один сопутствующий плюс независимости лизинга от кредитов – это возможность купить новую машину даже при условии неидеальной кредитной истории или сложностей с подтверждением ежемесячного дохода. К примеру, заемщики, допускавшие просрочки платежей по кредиту, зачастую получают менее выгодные кредитные условия – а лизинг «един для всех». И еще: если ваша специфика работы предполагает неравномерность выплат – к примеру, годовые или квартальные премии при сравнительно небольшой зарплате – лизинг тоже может оказаться более простым способом купить новую машину.
В большинстве своем кредитные предложения составлены с учетом первоначального взноса – причем чем больше этот взнос и меньше срок кредита, тем выгоднее оказывается предложение. Акции со «сладкими» процентами и минимальными переплатами в подавляющем большинстве случаев актуальны при оплате 60-80% стоимости автомобиля первоначальным взносом и сроке кредита, не превышающем 12 месяцев – нетрудно подсчитать, что даже для недорогой машины стоимостью в миллион это означает 600-800 тысяч первоначального взноса и ежемесячный платеж в 20-35 тысяч в месяц. Но если денег на руках не так много, а вкладывать их в ремонт подержанной машины не хочется, именно лизинг может стать выходом из ситуации.
Лизинговые программы здесь имеют сразу несколько преимуществ. Во-первых, лизинговые компании зачастую получают скидки на новые машины – то есть, и им, и покупателю автомобиль обходится дешевле. Ну а во-вторых, у крупных компаний, таких как Major, есть большой выбор лизинговых программ, предлагающих разные условия первоначального взноса – от крупного в 50-60% и до нулевого. То есть, в самом простом сценарии можно прийти в салон, имея сумму одного лизингового платежа (20-30 тысяч), и уехать на новом автомобиле.
Кому-то эта причина может показаться надуманной: мол, зарегистрировать машину, съездить на ТО, оформить страховку, оплатить транспортный налог и переобуться – дела редкие и растворяющиеся в ежедневной рутине. Однако если вспомнить, сколько раз вы затягивали с сезонной сменой шин из-за нежелания попасть в очередь, как подгадывали ТО под зарплату, как озадачивались выбором зимних шин и страховой компании, можно иначе посмотреть на то, насколько просто и удобно делать один ежемесячный платеж и больше ни о чем не задумываться. Учитывая, что владельцем автомобиля в период лизинга является лизингодатель, именно он берет на себя обязательства по регистрации машины после покупки и ее содержанию, обслуживанию, страхованию и гарантийному ремонту. Клиенту остается просто заправляться и ездить – и к такой модели владения стремятся многие из тех, для кого машина – это просто средство передвижения, а такси и каршеринг – дорогие и неудобные полумеры.
Как мы уже упоминали, в России модель владения автомобилем обычно предполагает его покупку и долгосрочное владение – на одной машине ездят 3-5 лет, до истечения гарантийного срока, и только потом продают, теряя 30-40% ее стоимости и начиная этот кредитный процесс сначала. Но если вы не видите смысла «выкатывать ресурс» до последнего, предпочитая свежие машины, и любите часто менять автомобили, то лизинг – это ваше решение.
Нулевой первоначальный взнос, ежемесячный платеж ниже, чем по кредиту, никаких обязательств по выкупу и сложностей с последующей продажей на вторичном рынке: просто новая машина каждый год и возможность выбора любой модели из доступных в лизинговых программах. Сменить «корейца» на «японца», через год попробовать «немца», а потом снова выбрать свежую корейскую новинку – без проблем. Купить ярко-красную машину, через год сменить ее на оранжевую, а еще через год пересесть на строгую черную – пожалуйста. Выбрать кроссовер вместо хэтчбека, а потом выяснить, за что у нас так любят седаны – никаких ограничений. Попробовать автомобиль классом выше, чтобы убедиться в том, стоит ли он переплаты, а через год принять окончательное решение – да, и это тоже в ваших руках! В общем, для тех, кто не мыслит свою жизнь без регулярных обновлений и частых перемен, именно лизинг может стать билетом в автомобильное разнообразие.
Это условие сначала тоже может показаться странным – однако стоит взглянуть на условия выдачи крупных кредитов, чтобы вспомнить, что возраст тоже является ограничением. Обычно кредиты выдаются при условии, что срок их выплаты должен истечь до достижения заемщиком определенного возраста – так банки страхуют себя от излишних рисков. У лизинга таких ограничений нет: поскольку лизинговая машина не принадлежит заемщику, требования к нему снижены – причем не только по доходу или чистоте кредитной истории, но и по возрасту.
Есть ограничение только по минимальному возрасту клиента – он должен быть не моложе 18 лет, а вот верхняя планка не установлена. Так что если вы хотите приобрести машину, но выгодные предложения от надежных банков ограничены возрастом, можно пойти более простым путем и облегчить жизнь, вообще отказавшись от кредита, оформления, содержания и потенциальных сложностей с долговым наследством. Ведь лизинг дает главное – возможность ездить на новой машине с минимальными затратами.
На самом деле, перечисленное выше – это еще не полный список преимуществ лизинга. Можно вспомнить и значительно более низкие ежемесячные лизинговые платежи, и возможность ездить на машине, не декларируя ее в списке личного имущества, и упрощенную процедуру приобретения автомобиля в лизинг по сравнению с кредитом, и так далее. Однако, пожалуй, именно эти пять примеров – это самые наглядные случаи, когда лизинг действительно оказывается более предпочтительным, удобным и выгодным, чем кредит. Не зря на некоторых рынках он весьма популярен: например, в США лизинговые автомобили составляют до четверти всего первичного рынка. Так что этот финансовый инструмент хоть еще и не слишком привычен российским автомобилистам, но вполне заслуживает внимания наравне с хорошо знакомым кредитом.
Для комментирования вам необходимо авторизоваться
Очень много теории, хорошо бы автору попробовать оформить лизингв реальности.
По затратам временным: Бумажек по лизингу оформлять не меньше, чем при оформлении машин в кредит. При том, что оформление в ГИБДД при предварительной записи – это два часа, на ТО и так, и так пригонять.
По затратам денежным: Лизинг – это дороже автокредита. Даже со всеми страховками. Плюс у вас нет альтернатив для торга. Плюс то, что у вас есть – не ваше. Ну а если у вас кредитная история такая, что автокредита вам не видать, то и лизингового автомобиля вам тоже не видать.
В результате имеем единственное реальное назначение – когда срочно нужно средство производства при полном отсутствии денег.
Лизинг и кредит -это одно и тоже: разница в нюансах. Лизинговая компания предоставляет тот же самый кредит на покупку машины, только либо на свои деньги (в меньшинстве случаев), либо на заемные у аффилированного банка ( в большинстве случаев). Лизинговая компания, как и банк, не захочет терять деньги , профинансировав недобросовестного заемщика. Наличие автомобиля в собственности лизинговой компании не дает ей никаких преимуществ: машину , если что, надо продать, а кто её купит? Учитывая, например, что сделка с клиентом была с “0” первоначальным взносом. А теперь по пунктам, если мне будет позволено:
- ” У вас есть ипотека и кредит”. “лизинг не является кредитным продуктом” и далее по тексту “приобретая автомобиль по такой схеме, вы не имеете никакой кредитной нагрузки” ! Лизинг – это другое имя благотворительности.
- “У вас нет достаточной сумы для первого взноса” Суть лизинга именно в том, что лизингодатель покупает именно ту вещь (оборудование, станок, машину, телефон и т.д.), что необходимо клиенту с обязательным первым взносом, чтобы в случае не оплаты платежей иметь возможность продать предмет лизинга без потери для себя. Поэтому первоначальный взнос не может равняться нулю или первоначальному лизинговому платежу.
- “У вас очень мало свободного времени” . Тут не поспорить: лизинговая компания за Ваши деньги сделает всё сама))
- ” Вы любите перемены”. Тут не очень понятно откуда статистика, что “в России модель владения автомобилем обычно предполагает его покупку и долгосрочное владение – на одной машине ездят 3-5 лет, до истечения гарантийного срока, и только потом продают”. Есть подозрение, что так владеют машиной только в Москве и то далеко не все)
- “Вы- пенсионер”. Да, автомобиль принадлежит лизинговой компании, и в случае смерти пенсионера, она его заберет себе ( с небольшими временными проблемами, конечно, но заберёт). Вот только потом надо продать этот автомобиль, а это время в течение которого платежи никто не платит и уже не будет платить. Вопрос: насколько лизинговой компании нужны такие проблемы в будущем, чтобы осчастливить некоего пенсионера?
Я попытался в общих чертах описать смысл деятельности лизинговой компании исключительно с целью, чтобы читатели Вашего портала не рассчитывали на то, что можно прийти в лизинговую компанию и уехать оттуда на любом автомобиле с пятью копейками в кошельке и не имея соответствующего дохода. Прошу прощения, если очень много текста.
Есть ограничение только по минимальному возрасту клиента – он должен быть не моложе 18 лет, а вот верхняя планка не установлена. Так что если вы хотите приобрести машину, но выгодные предложения от надежных банков ограничены возрастом, можно пойти более простым путем и облегчить жизнь, вообще отказавшись от кредита, оформления, содержания и потенциальных сложностей с долговым наследством. Ведь лизинг дает главное – возможность ездить на новой машине с минимальными затратами.